Почему Formula 1 отказывается от шинных войн
В Pirelli объяснили, почему организаторы Formula 1 предпочитают работать с одним поставщиком шин
Не так давно Pirelli официально подтвердила, что намерена остаться в Formula 1, после того как истечет срок действия текущего контракта с чемпионатом в конце 2019 года. Тендерный процесс должен быть запущен в этом году. Свой интерес могут проявить другие шинные бренды, и F1 должна решить, работать ли с одним поставщиком или возобновить соперничество нескольких производителей.
Сезон 2006 года был последним, в котором в F1 было два шинных поставщика, и тогда Michelin конкурировала с Bridgestone. Организаторы хотели перейти на схему с одним поставщиком в 2008-м, но Michelin ушла на год раньше.
Отсутствие конкуренции между шинными брендами иногда критикуют, но, как говорит менеджер по автогонкам Pirelli Марио Изола (Mario isola), у F1 есть много причин от нее отказаться. Даже Michelin, которая всегда громко заявляла о необходимости соперничества, в итоге заявила, что готова быть единственным поставщиком шин для F1.
Основная причина привлекательности шинной монополии очевидна, и это расходы. Конкуренция между шинными компаниями требует больше тестов и, следовательно, больших затрат. «Если появится еще один производитель, нужно будет проводить какие-то тесты, и расходы неминуемо вырастут», - говорит г-н Изола. В то время как FIA работает над новыми способами сократить расходы в чемпионате, возвращение к конкуренции шинников, вероятно, будет в штыки принято командами с самым скромным бюджетом.
В 2000-х годах, в разгар борьбы Michelin и Bridgestone, реальные шансы на победу имели только те команды, чьи шины был лучше. Ferrari доминировала в 2004-м благодаря шинам Bridgestone, но в следующем году «Скудерия» пострадала, так как преимущество было у Michelin. «Присутствие только одного поставщика означает, что условия будут одинаковыми для всех, - говорит г-н Изола. - Мы поставляем всем одни и те же шины, и в этом плане все находятся в одинаковом положении».
Когда Bridgestone и Michelin выясняли кто лучше, резиновые смеси шин для различных партнеров одной и той же компании были разными, а цель состояла в том, чтобы поставщик адаптировал свои шины к особенностям болида. В то же время у небольших команд не было возможности получить техническую поддержку такого же уровня. «Для лучших команд мы поставляли бы более качественные шины, чем остальным, поскольку мы были бы не обязаны поставлять всем один и тот же продукт, - отмечает г-н Изола. - Это повлияет на расстановку сил. Несколько топовых команд будут бороться на победу, а у остальных будут проблемы. Одни только шины легко могут сократить время круга на полсекунды, так что отставание от лидеров было бы больше, чем сейчас».
Шины также влияют на то, какими зрелищными и интересными будут гонки. В этом году Pirelli будет поставлять шины с очень мягкой резиновой смесью, поскольку в последних восьми гонках 2017 года пилоты в основном делали всего один пит-стоп, что было связано со слишком жесткими шинами, а теперь цель в том, чтобы гонщики меняли шины по два раза за Гран-при. «Если у компании есть конкурент, возникнет желание совместить сцепление и долговечность, и про зрелищность никто думать не будет, - уверен г-н Изола. - Если же конкуренции нет, приоритеты меняются, и мы в Pirelli работаем над тем, чтобы сделать гонки как можно более захватывающими, в том числе за счет шин, которые быстро изнашиваются».
Конкуренция между шинникам также лишает болельщиков доступа к информации. Во время противостояния Bridgestone и Michelin, когда все команды использовали разные шины, получить технические подробности было сложно. Монополист же может позволить зрителям лучше понять характеристики шин, поскольку ему незачем держать это в секрете.
«Во времена шинных войн производители не хотели говорить, какие шины они подготовили, - говорит г-н Изола. - Они не хотели давать конкуренту преимущество. Даже один производитель поставлял разным командам разные шины с разными компаундами и конструкциями. Это совершенно другой подход. Pirelli сейчас снабжает всех одинаковыми шинами, и мы с радостью рассказываем о том, что делаем».
- Комментарии